Что является собственностью субъектов публичного права

Имущество субъектов публичного права находится в государственной и муниципальной собственности, им же принадлежит земля. Как купить недвижимость публично

Что такое собственность публично-правовых образований?

1633633997-1

Помимо детализированных прав граждан и юридических лиц в отношении права собственности, в Российской Федерации право владения и распоряжения имуществом различается для государственных субъектов.

Право собственности на публично-правовые субъекты — что это означает и какие правовые аспекты применимы к имущественным правам этих субъектов?

Право собственности на публичные юридические лица (государство, субъекты РФ, Московская область). Передача государственной собственности. Концепция недвижимости

Собственность публично-правовых образований — что это значит?

Есть несколько понятий права собственности:

  • римское право берет свое начало в Древнем Риме и Византии, но основано на такой широко распространенной форме власти, как республика (оно содержит принципы справедливости, верховенства судебной власти, недопустимости двух форм собственности на один и тот же участок земли);
  • англо-американское право заимствовало принцип суверенитета у феодализма (только «правитель» может быть полноправным владельцем недвижимости, а «вассалы» довольствуются ограниченными правами собственности);
  • российское право собственности основывается на принципах владения, пользования и передачи собственности.

Попробуем разобраться, как на самом деле работают эти принципы.

Что такое публично-правовое образование

  • Первая половина названия содержит слово «публичное»: это означает, что данный тип собственности является общим, то есть не может принадлежать частному лицу.
  • Вторая половина комбинации «юридический» дает владельцу больше прав собственности, чем у обычных граждан, предпринимателей, предприятий, корпораций и т.д., которые они могут иметь.

1633633997-2

Завеса начинает медленно открываться: действительно ли это состояние? И точно — словарное определение это подтверждает:

Орган публичного права (ОПО) — государство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (МО). Они представляют органы государственной власти (включая самоуправление) и институт права. Прикладное программное обеспечение подчиняется закону, то есть может владеть собственностью. Основное различие между OPP и другими владельцами заключается в праве принимать законы и постановления о самой собственности:

  • правила проведения транзакций;
  • отвод земли;
  • наложение публичного рабства;
  • продажа недвижимости;
  • реквизиция и конфискация активов и т д

Публично-правовое образование имеет строго иерархическую структуру, сформированную по принципу генеалогического древа:

  • вершина (прародитель) — состояние;
  • филиалы — субъекты Российской Федерации;
  • филиалы — муниципалитеты.

Публично-правовые компании

В 2016 г. 236 создали еще один тип ОПО — корпорацию публичного права (ППК), которая представляет интересы государства и общества: предоставляет государственные услуги, управляет государственной собственностью, реализует государственные проекты и программы. Юридические компании должны заменить государственные компании. По сути, это государственный орган исполнительной власти, наделенный властными полномочиями.

plenarnoe-zasedanie-gosdumy-rf

ППК, как и другие ОПО, также имеет право на бесплатное пользование государственной (муниципальной) собственностью или частной собственностью.

Собственность государственных и муниципальных ППО

Государство обладает абсолютной властью. Она имеет:

  • недра, природные ресурсы;
  • земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и лесные ресурсы;
  • оборонные объекты, космическая промышленность;
  • нефте- и газопроводы;
  • объекты культурно-исторического наследия;
  • железная дорога, федеральные трассы;
  • объекты вооруженных сил;
  • казначейские, научные, финансовые и другие учреждения;
  • плоды интеллектуальной собственности (научные открытия и разработки особого национального значения) и др.

Субъектам и МО владеет:

  • недвижимое и движимое имущество (жилые и нежилые здания и сооружения, земля, общественный транспорт, оборудование и др);
  • инженерные сооружения (электростанции, тепловые станции, очистные сооружения и др.);
  • ЖКХ и сети связи (газ, вода, электричество);
  • культурная и социальная инфраструктура (театры, музеи, больницы, образовательные и дошкольные учреждения и т д.)

Передача прав собственности

Передача прав публичной собственности осуществляется по принципам:

  • безопасность целевого назначения;
  • невозможность передачи объектов особой важности и исключительных прав;
  • срочность и реституция земли;
  • совместные управленческие навыки;
  • сохранение ограниченного права на земельный участок в виде государственного сервитута.

Давайте подробнее рассмотрим эти принципы.

1633633999

Принцип сохранности целевого использования

  • земли охраняемых природных территорий для хозяйственной деятельности или индивидуального строительства, за исключением отдельных случаев: например, создание лесной зоны или зоны отдыха;
  • музей превратить в столовую;
  • участок дороги, если он будет удален с маршрута и использован не по назначению и т д

Невозможность передачи особо важных объектов

Государство может временно передать часть своих имущественных прав нижестоящим структурам (субъекты Российской Федерации и Московская область), гражданам и юридическим лицам, например:

  • часть земель, поступающих из лесного фонда или с особо охраняемых территорий под строительство объектов отдыха (турбазы, дома отдыха и т д.);
  • ресурсы, добываемые из недр (газ, нефтепродукты, уголь и др);
  • участки автомобильных дорог (содержание и ремонт дорог в основном осуществляется местными региональными структурами);
  • некоторые объекты культурного и исторического наследия (краеведческие музеи, памятники и т д.).

Однако важные оборонные сооружения, электростанции, космодромы, Российские железные дороги (Российские железные дороги), интеллектуальная собственность (исключительные права) и т.д. Не могут быть переданы в юрисдикцию региональных и местных властей

Примечание: земли, временно не используемые для нужд обороны, могут быть переданы государством гражданам и юридическим лицам в срочное бесплатное пользование для ведения сельскохозяйственной деятельности, создания охотничьих или лесных хозяйств (п. 2 п. 10 ст. 39.10 ТК РФ) на срок срок не более 5 лет.

Срочность и возвратность земельных наделов

Земля может быть передана в постоянное пользование только публично-правовым субъектам на основании ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации. То есть ОПП предоставляют землю в постоянное пользование самостоятельно.

1633634000

Гражданам после 2001 г земельные участки из государственных и муниципальных фондов в постоянное пользование не предоставляются.

Они имеют право на бесплатное использование в течение фиксированного периода:

  • ППО и ППК;
  • некоторые сотрудники бюджетных учреждений, лесов, особо охраняемых природных территорий и т д;
  • гражданам для ведения строительства ИЖС, крестьянских и подсобных хозяйств; ;
  • граждане, проживающие в офисах, расположенных на этих хранилищах и т д. (см ст. 39.10 ТК РФ).

Срок использования земельного участка для каждой категории субъектов индивидуален и составляет от одного до 10 лет.

важно, что земля предоставляется не в собственность, а во временное пользование. Разрешено использование участка бесплатно, нет необходимости платить земельный налог. Единственным минусом является то, что по истечении крайнего срока земля должна быть возвращена государству или МО.

Это значит, что все, что было построено в этот период памяти, станет собственностью государства или муниципалитета, так как постройки следуют судьбе участка земли, на котором они расположены. Кроме того, земля должна быть передана в собственность лицу, которому переданы права на возведенные конструкции. Следовательно, граждане не должны застраивать какой-либо капитал на участках, предназначенных во временное пользование, если договор безвозмездного пользования не содержит условий покупки построенных объектов собственником земли или выплаты за них компенсации.

Совместное управление публичной собственностью

В этой форме право ограниченной собственности может временно передаваться от субъектов публичного права в пределах их границ по иерархическому дереву (например, от государственного фонда к фонду субъекта или муниципалитета) или юридическим и юридическим лицам. При этом устанавливаются условия использования: например, разрешено только хозяйственное ведение, которое оплачивается из бюджета, а доход от эксплуатации объекта принадлежит постоянному собственнику.

По этой схеме дороги, важные промышленные предприятия и т.д. Передаются в управление.

Право на публичный сервитут

Право на сервитут ограничивает права землевладельцев. На земельный участок или его часть может быть наложен общественный сервитут, если, например, в регионе начинается строительство социально значимого объекта (дороги, линии метро, ​​газопроводы и т.д.). Права собственности на землю (или ее часть) переходят к публичным юридическим лицам на условиях государственного сервитута

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

Согласно закону, муниципальные активы принадлежат населению, так как они могут быть проданы органами местного самоуправления (МСУ), избранными гражданами. Однако на практике население не участвует в распределении ни жилья, ни земли. Это решают уполномоченные представители органов власти на основании принятых ими правовых актов. У граждан не спрашивают совета по поводу принятия каждого закона. Таким образом, можно сделать вывод, что принцип самоуправления местной собственности практически не реализуется.

Принципы права собственности в Российской Федерации сейчас близки к англо-американской версии:

  • в роли основных собственников («старших») они являются субъектами публичного права (государство, регионы и муниципалитеты);
  • в роли временных пользователей («вассалов») — граждан и юридических лиц.

1633634000-1

Это подтверждает двойственность права на землю (ею одновременно владеют два субъекта с разными правами). В приоритетном порядке собственность публичных юридических лиц на землю:

  • Память может постоянно принадлежать государству и другим PPO;
  • население, предприятия, учреждения, предприниматели имеют право пользоваться им на определенный срок, бесплатно или с возмещением (т.е их права как собственников ограничены);
  • даже право собственности постоянных владельцев земли не является абсолютным из-за возможности установления сервитута..

Государственная собственность имеет преимущественные права. Он не может быть конфискован или обременен, так как принадлежит властям, которые вправе сами решать такие вопросы.

Права частной собственности более ограничены, особенно в отношении земли.

Собственность — это не только собственность, но и сложная категория, определяющая экономические отношения в обществе, комплекс юридических и гражданских прав субъектов.

Право собственности публично правовых образований: особенности

Все просторы земли кому-то принадлежат. Многие сайты принадлежат государству как автономному субъекту гражданского права, как юридические и физические лица. Государство не может распоряжаться этой землей по назначению, но имеет право воспользоваться материальной выгодой от продажи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом органы муниципальных образований или другие государственные структуры, владеющие землей и передающие ее в свое распоряжение по договору аренды, могут регулировать порядок использования. Но, согласно ГК, в чисто общественных интересах. Хотя принципиальных различий между государственной собственностью и частной собственностью нет, ограничения могут быть.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку орган, регулируемый публичным правом, то есть государство, владеет определенной собственностью, он также распоряжается этой собственностью в интересах граждан страны. Государственные земли принадлежат населению, но на особых условиях могут принадлежать физическим или юридическим лицам.

Земля, находящаяся в государственной собственности, имеет ряд характеристик:

  • они могут быть проданы только в аренду и не могут быть переданы в залог;
  • арендатор не вправе самостоятельно распоряжаться участком.

Государство может владеть не только землей, но и объектами недвижимости, такими как квартиры или жилые дома.

Формы государственной собственности можно разделить на типы:

  • государственные, принадлежащие гостиничным организациям Российской Федерации и государству в целом;
  • муниципальные, включая собственность поселений, городских образований и других подобных образований.

1633634000-2

До 1990 года государственная собственность была основной формой собственности на землю. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частную собственность юридических или физических лиц. Часть земли была продана городской администрации.

Законодательная база, регулирующая оборот государственной собственности:

Глава 3 ЗК регулирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на землю. Если говорить о причинах возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17 этой главы.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет причины возникновения имущественных прав:

  • после юридической сделки (гражданско-правовой договор);
  • получение земли, не имеющей собственника;
  • когда новое назначение образуется в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ТК: это безвозмездная уступка из федеральной собственности.

Особенности реализации права

Юридические лица, регулируемые публичным правом, могут использовать, владеть и распоряжаться активами в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся этого вопроса, должны быть официально урегулированы на уровне публикации соответствующих нормативных актов.

Все права собственности на государственную или муниципальную собственность принадлежат правительству, которое, в свою очередь, может делегировать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Они осуществляют все свои полномочия в вопросах прав собственности, издав свои собственные постановления.

Участки сельских и городских поселений являются муниципальной собственностью, и органы местного самоуправления осуществляют на них имущественные права. Как правило, государство бесплатно передает землю муниципалитетам. Точно так же земля передается их ведомству, если есть официальный отказ предыдущих владельцев. Они могут пойти:

  • унитарные предприятия;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации;
  • юридические или физические лица.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. В первую очередь, среди юридических отношений с участием субъектов публичного права выделяются юридические отношения публичной собственности. Объект здесь — это свойство, принадлежащее субъекту.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и землей, находящимися в государственной собственности, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными подразделениями.

Плюсы и минусы

Преимущества данной формы собственности следующие:

  1. Защита от мошенничества. Ни квартиру, ни земельный участок, отданный гражданину государством на условиях аренды, непросто передать в частную собственность. Это пугает мошенников, так как иметь дело с такими предметами становится невыгодно и даже опасно.
  2. Плата за год не взимается. Арендатор платит только оговоренную в договоре сумму, а уплата налогов в бюджет является обязанностью собственника. Арендатор не участвует в финансовых расчетах.
  3. Утрата права собственности приводит к замене. Это означает, что в случае определенных обстоятельств непреодолимой силы (из-за пожара, наводнения, чрезвычайного положения) государственное жилье может быть потеряно, но взамен гражданин обязан предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшения жилищных условий. При увеличении количества домохозяйств и несоответствии жилой площади санитарным нормам на квадратный метр на человека государство обязано предоставлять жилье большего размера.

К недостаткам той или иной формы государственной собственности можно отнести:

  1. Невозможность совершить какую-либо сделку с недвижимостью, потому что вы не являетесь владельцем. Его нельзя дарить, обменивать, продавать и т.д.
  2. Есть риск потерять имущество. Арендатор обязан строго соблюдать все правила и требования, которые государство предъявляет к использованию недвижимости. В случае их нарушения гражданину грозит выселение без предоставления взамен другого.

Передача государственной и частной собственности в этом существенно отличается. Все вопросы, касающиеся федеральной или муниципальной собственности, продиктованы соответствующими законодательными актами. Гражданин владеет частной собственностью в полной автономии и с соблюдением установленных правил.

Видео: Право публичной собственности

Выступил юрист с большим опытом работы в конфликтных ситуациях Иван Медведев. Если вам нужно полностью разобраться в этой теме, просмотрите этот урок до конца.

Оцените статью
krasud.ru